В ОНФ считают, что навязывание Минстроем удвоения штрафов за просроченную «коммуналку» безответственно

В ОНФ считают, что навязывание Минстроем удвоения штрафов за просроченную «коммуналку» безответственно

zhkh_2_1

Рабочая группа ОНФ «Качество повседневной жизни» выступила против инициативы правительства законодательно повысить почти в два раза штрафы за просрочку оплаты коммунальных услуг. Эксперты рабочей группы обратятся в комитет Госдумы по ЖКХ с предложением не торопиться с принятием решения по социально острому вопросу и вынести его на парламентские слушания.

Правительство направило в Госдуму поправки ко второму чтению законопроекта «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», согласно которым штрафы за просрочку оплаты коммунальных услуг вырастут почти вдвое уже в этом году. Законопроект планируется рассмотреть на заседании комитета Госдумы по ЖКХ.

Поправки вносят изменения в статью 155 ЖК РФ – пени за просрочку оплаты услуг вырастают с 1/300 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас она составляет 8,25% годовых) в день до 1/170 ставки рефинансирования. Таким образом, неплательщики будут выплачивать управляющим компаниям 17,7% годовых от неуплаченных сумм. Проценты будут начисляться с 91-го дня просрочки.

По мнению члена Центрального штаба ОНФ, руководителя рабочей группы «Качество повседневной жизни» Валерия Фадеева, прежде чем принимать поправки о повышении штрафов, правительство и Минстрой должны раскрыть статистику с задолженностью населения за услуги ЖКХ.

«Необходимо понять, какова динамика задолженности по месяцам или кварталам, растет она или падает в целом по стране и по федеральным округам, в том числе в январе-феврале 2015 г., – считает он. – Нужно выявить наиболее проблемные регионы, проверить, как соотносится динамика задолженности с ростом среднего платежа за ЖКХ в этом субъекте в тот же период времени за предыдущий год. К примеру, если зимой в некоторых регионах возросли платежи за отопление, свет и потребление горячей воды и одновременно выросли долги граждан, то понятно, что население просто не справляется с возросшими фактическими платежами. Значит, эту проблему не решишь штрафами, задолженность будет только расти».

Как отмечает Фадеев, также нужно сравнить долги регионов с реальной покупательской способностью населения, стоимостью продуктовой корзины, ростом безработицы. Только при анализе всех аспектов можно выходить на конкретное решение.

Член рабочей группы «Качество повседневной жизни», председатель общественного движения по защите прав собственников помещений «Наш дом» Светлана Калинина считает, что требуется не повышать штрафы за просрочку коммунальных платежей, а развивать процедуры взыскания долгов с населения. «На данный момент уже накопилась огромная задолженность граждан, а если штрафы увеличат, то справиться с этим людям будет просто нереально, – отмечает Калинина. – Кроме того, если сейчас граждане могут оспаривать случаи двойных платежей, когда плату за коммунальные услуги с них требуют как управляющая компания, так ресурсная организация, то по новым правилам это будет сделать гораздо сложнее. Управляющие компании будут вести себя более агрессивно. А с увеличенными штрафами под процедуру «отключения» может попасть большое количество жителей. Это будут в основном незащищенные слои населения – пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи».

Калинина также полагает, что необходимо разобраться со сбором платежей за капремонт и тем, какой вклад они вносят в задолженность. «Особенно это имеет значение в тех случаях, где платеж за капремонт включен в состав единого платежного документа, – отмечает она. – Также нужно проанализировать, как с началом кризиса в регионах увеличилась доля семей, для которых платеж за ЖКХ превысил предельное значение (около 22% от дохода семьи) и которым полагается субсидия на оплату ЖКУ».

«Минстрой, вместо того чтобы заниматься модернизацией отрасли, обирает граждан, – высказал мнение эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», депутат Госдумы Валерий Гальченко. – В кризисное время исполнительная власть должна оперативно и гибко реагировать на изменение социально-экономических условий и новые вызовы. Повышение штрафов за неоплату услуг ЖКХ в срок – это старый подход, который обсуждался несколько лет назад, в иных экономических условиях: при другой ключевой ставке ЦБ, при другом уровне инфляции, на фоне благоприятных прогнозов динамики доходов граждан. Получается, Минстрой буквально навязывает принятие новых штрафов за ЖКХ, чтобы заодно успеть выполнить другие поручения президента в сфере ЖКХ и капремонта. Применение старых подходов без учета нынешних кризисных условий – ложный и безответственный путь».

Активисты и эксперты ОНФ подчеркивают, что документ не прошел общественное обсуждение на предмет его соответствия поручениям президента, данным после второго «Форума действий» ОНФ. Минстрой обошел официальную процедуру внесения поправок (разработка законопроекта правительством, его обязательное общественное обсуждение на портале regulation.gov и т.п.), направив их сразу ко второму чтению.

«К сожалению, в настоящее время общественной экспертизе доступны только законопроекты, готовящиеся к первому чтению. Это лишний раз доказывает, что нужно официально закреплять процедуру обязательного общественного обсуждения поправок ко второму чтению. Ведь Народный фронт не просто ставит перед президентом вопросы, требующие его поручений, но и отслеживает ход их реализации и содержание принимаемых мер», – отметил Валерий Гальченко.

Учитывая все эти факторы, ОНФ настаивает, чтобы по этому вопросу были проведены отдельные слушания на площадке Госдумы, где необходимо провести тщательный анализ ситуации. «Если такое обсуждение не состоится в Госдуме, его проведет Народный фронт. Мы считаем, что до прояснения всех поставленных вопросов принятие правительственных поправок преждевременно», – заключил Валерий Фадеев.

ОНФ

581 просмотров всего, 1 просмотров сегодня